Медиа Форум
2015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000
ENGLISH VERSION




Участники выставки

Прямая трансляция: Моника Штудер и Кристоф ван ден Берг — Вершина горы

Фотогалерея


Фотогалерея





Выставка «Расширенное кино — 3: Мокьюментари. Реальности недостаточно»

Место проведения выставки: Московский музей современного искусства (Гоголевский бульвар, д.10)
Сроки проведения выставки: 25 июня — 28 июля 2013 года. Открытие для прессы — 24 июня, конференция и пресс-тур
Куратор выставки: Ольга Шишко, (арт-директор «Медиа Форума» ММКФ, директор Открытой школы «МедиаАртЛаб»)
Продюсер выставки: Елена Румянцева (программный директор «Медиа Форума ММКФ»).

Участники выставки: Харун Фароки (Harun Farocki, Германия), Омер Фаст (Omer Fast, Израиль), Милица Томич (Milica Tomić, Сербия), Моника Штудер и Кристоф ван ден Берг (Monica Studer, Christoph van den Berg, Швейцария), Валид Раад (Walid Ra’ad/ The Atlas Group, США-Ливан), Janez Janša (Словения), Нонни де ла Пенья и Пегги Вейл (Nonny de la Peña, Peggy Weil, США), Дмитрий Венков (Россия), Дина Караман (Россия), Роман Мокров (Россия), Джек и Ли Руби (Jack and Leigh Ruby, Австралия), Ранбир Калека (Ranbir Kaleka, Индия), Владимир Архипов (Россия), Николай Онищенко (Россия).

«Медиа Форум ММКФ» представляет выставку «Расширенное кино — 3. Мокьюментари: Реальности недостаточно», — актуальный срез современного искусства в пограничном жанре кино, видео- и медиа-арта. Экспозиция собирает работы современных зарубежных и российских художников, применяющих стратегию псевдо-документалистики и мокьюментари в своей художественной практике. Выставка «Мокьюментари: Реальности недостаточно» под кураторством Ольги Шишко (арт-директора «Медиа Форума» ММКФ) ставит вопрос о размытии границ между фикцией и реальностью в эпоху медиазависимости, информационного шума и некритического потребления информации и образов.

Мокьюментари — давно известный в зрительском кинематографе подход, за последние десятилетия набирающий заметную популярность среди современных художников как активная критическая стратегия. В кино жанр мокьюментари (от англ. «mock» — издеваться, и «documentary» — документалистика) появился больше 50 лет назад и представляет из себя стопроцентную фикцию, которая сделана по всем правилам документального фильма и формально отвечает всем параметрам качественного исторического свидетельства. В мокьюментари, как и в хорошем документально фильме есть история, которую подтверждают факты, интервью со свидетелями, записи с места событий, вещдоки и беседы с экспертами. Но в отличии от качественного документального исследования фильм в жанре мокьюментари ради комического эффекта замещает все элементы повествования на ложные или пародийные и превращается в лживую историю от начала и до конца, собранную из никогда не случавшихся событий, подтасованных фактов, ненастоящих экспертов и поддельных записей.

Выставка «Мокьюментари: Реальности недостаточно» фокусируется на том, как современное искусство использует возможности мокьюментари в художественных целях и авторских высказываниях. Для актуального искусства этот жанр — уникальная возможность поставить под вопрос правдивость видимого и транслируемого и деконструировать сложившиеся исторические парадигмы. С помощью подделки и симуляции современные художники активно обыгрывают распространенные мифы, ложные стереотипы или общепринятые факты. Главный объект их эксперимента — это самокритика публики, пропаганда и дезинформация в медиа, тонкости общественного договора или болезненный опыт истории.

Все двадцать художников, работы которых будут показаны в рамках выставки «Мокьюментари: Реальности недостаточно», работают с неощутимым переходом от реальности к ее искаженному отражению в эпоху телевизионного бума, медийного потребления и растущей пассивности зрителей в анализе фактов. Они воплощают критический взгляд и активную политическую позицию, создавая новейшие легенды при помощи видео, монтажа, спецэффектов и инсценировок. И в их руках все приемы документального фильма превращаются в беспроигрышное оружие художественной игры для переписывания истории, разоблачения комплексов и определения болевых порогов личности, общества, эпох и наций. Выставка «Мокьюментари: Реальности недостаточно» отображает самые последние исследования в современном искусстве о месте человека в истории, замещении реальности искусно созданными иллюзиями и границами между историческим и политическим высказыванием.

Участники выставки «Расширенное кино — 3: Мокьюментари. Реальности недостаточно»

Немецкий документалист Харун Фароки (Harun Farocki) представит в Москве свой нашумевший проект, выставлявшийся в МоМа — «Серьезные игры». Объектом его исследования стали компьютерные игры, стратегические симуляторы, при помощи которых американские военные проходят как подготовку до боевых действий, так и психологическую реабилитацию от травм, полученных во время боя. Фароки в этом документальном исследовании интересует как абсолютная погружаемость взрослых людей в виртуальный мир, так и двойственная природа этого мира — с одной стороны, готовящего к ужасам войны, с другой — избавляющая от них.


Сербская видеохудожница Милица Томич (Milica Tomić) в работе «Контейнер» воссоздает несуществующий образ случившегося военного преступления. Предметом ее работы стало массовое убийство талибов в Северном Афганистане в 2001 году, когда тысяча военных с афганской стороны были помещены в контейнеры для грузов и погибли от жажды, удушения, ранений или массового расстрела. Милица Томич воссоздает сцену преступления, путешествия с контейнером по континентам и помещая в них жертв случившихся убийств или трагедий — погибших от землетрясения в Армении или от гражданской войны в Югославии. Каждый раз художница делает инсценировку, используя точные данные об оружии, методах стрельбы и количестве жертв, найденных на месте афганской катастрофы.


Дуэт швейцарских художников Моники Штудер и Кристофа ван ден Берга (Monica Studer, Christoph van den Berg) создает иллюзорную реальность в 3D, собирая воедино реальные фотографии, коллективную память, ностальгию и мечту об идеальном отпуске в Альпах. Их интернет-гостиница «Отель с видом на Альпы» — это райский уголок 3D-отпуска, отправиться в который можно прямо из интернета, исследуя с помощью кликов идиллические картины альпийских пейзажей, интерьеры отеля и координаты ландшафтов. Пародируя обывательские стремления и туристическую рекламу, художники говорят о потреблении как, в первую очередь, об остром желании неповторимых переживаний.


Сорокаминутный фильм немецко-израильского художника Омера Фаста (Omer Fast) «Непрерывность» — одно из главных событий выставки dOCUMENTA прошедшего года в Касселе. Омер Фаст работает с темой утраты и обретения, воссоздавая нереальные сценарии возвращения единственного сына с войны из Афганистана. Роль погибшего сына исполняют наемные мальчики по вызову, исполняя ее каждый на свой лад и предоставляя родителям эмоции сближения и отдаления — сексуального и психологического. Художника волнует травма и необходимость ее постоянного переживания ради исцеления как одно из главных свойств привязанности человека.


Фиктивная организация The Atlas Group, которой полностью занимается американо-ливанский художник Валид Раад (Walid Raad), представляет альтернативный взгляд на современную историю Ливана, которая замалчивается в угоду политической пропаганде и конъюнктуре. В видеоработе «Заложник/ Пленки Бачара» Раад дает слово ливанцу Сухейлу Бачару, который провел три месяца в плену вместе с американскими военными, факт чего спровоцировало крупный военный скандал между Ираном и США.


Границу между публичностью, паранойей и свободой слова изучают трое художников из Словении, Италии и Хорватии, которые в 2007 вместе изменили свои имена на имя ажиотажного словенского политика и премьер-министра страны Янеза Янша. Как меняется жизнь, когда ты присваиваешь себе имя одного из первых лиц государства, что при этом происходит с идентичностью и является ли это жестом политическим или художественным, рассказывается в документальном фильме «Меня зовут Янез Янша» троих художников, каждого из которых зовут Янез Янша (Janez Janša). В Москве художники готовят специальный проект, который пока держится втайне.


Изучая сетевые симулякры американские художницы Нонни де ла Пенья и Пегги Вейл (Nonny de la Peña, Peggy Weil) создали интернет-проект Gone Gitmo, построив в альтернативной вселенной онлайн-игры копию Гуантанамо и приглашая всех желающих испытать на себе пытки, которыми подвергались заключенные этой печально известной тюрьмы. Насколько популярным станет интернет-развлечение, где граница между инсценировкой и историей и можно ли ощутить боль от виртуального унижения, де ла Пенья и Вейл исследуют уже около года.


Российский художник Дмитрий Венков, активно работающий в жанре мокьюментари, в первую очередь интересуется амбивалентностью понятия документальности и использованием информации как объекта обманов, медиа-заблуждений и манипуляций. Его работа «Америка» — остроумная фикция, пародирующая киноисследование о роли молочной промышленности в победе во Второй мировой войне. В работе «Китайская комната Алан Тьюринга» речь идет о научных опытах в области кибернетики в советское время. Вплетая в работу конспирологические теории, паранойю Холодной войны и сведение исторических счетов, художник пытается понять природу ложного толкования фактов и создания мета-мифов.


Видео-инсталляция российской художницы Дины Караман «Познавательная телепередача» работает с проблематикой научпопа как символа прогресса, с советскими мифами о всесильной науке как части справедливого мироустройства в модели социализма. Дина изучает, как обрывочная информация из экспериментов и исследований облекается в форму надежного знания, доверительного диалога и прогрессивной парадигмы, вдохновляясь огромным наследием советских научно-технических телепередач.


Другие участники выставки «Расширенное кино — 3: Реальности недостаточно»

Джек и Ли Руби, Австралия. «Случай на автомойке» (Jack and Leigh Ruby, «Car Wash Incident» 2012)

Ранбир Калека, Индия. «Дом из непрозрачной воды» (Ranbir Kaleka, «House of Opaque Water», 2012)

Роман Мокров, Россия. «Домой»

Владимир Архипов, Россия. «Случайные следы самодельных объектов»

Николай Онищенко, Россия. «Impossible Landscapes»