Место проведения лекционной программы: Открытая школа «МедиаАртЛаб» в ЦВЗ «Манеж» (Манежная площадь, д. 1)
Сроки проведения лекционной программы: 21 июня — 26 июня 2013 года
Организаторы: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», «Медиафест»
Соорганизатор лекционной программы: Музейно-выставочное объединение «Манеж»
Партнеры проекта: Гёте-Институт в Москве, Посольство Государства Израиль в РФ, Посольство Франции в РФ, Фонд «Pro Helvetia», Галерея «Триумф», Холидей Инн Москва Лесная
Помимо выставки в программе «Медиа Форума» 2013 года пройдет несколько лекций и мастер-классов художников, участвующих в выставке «Реальности недостаточно». Лекционная программа «Медиа Форума 2013» — это не только возможность узнать о развитии мокьюментари как активной художественной стратегии, но и непосредственное сотрудничество с ведущими современными художниками, которые создают игровую реальность псевдодокументалистики. Шестеро из участников проекта приедут в Москву лично встретиться со зрителями и дать практические советы молодым художникам: это Омер Фаст, Моника Штудер и Кристоф ван ден Берг, Милица Томич, Нонни де ла Пенья и Пегги Вейл.
Также совместно с Программой документального кино ММКФ состоится ретроспектива уже ставших классическими мокьюментари в кинематографе. На открытие «Медиа Форума 2013» приедет французский режиссер Мануэла Моргейн c премьерой своего мокьюментари — фильма «Молния», который в этом году участвовал в конкурсе Роттердамского кинофестиваля. А параллельно с выставочной и кинопрограммой пройдет конкурс современных стратегий в видео-документалистике.
Внимание: на лекции и показы в рамках «Медиа Форума» требуется обязательная регистрация на сайте http://mediaartlab.timepad.ru/events/
Видеохудожник Омер Фаст родился в 1972 году в Иерусалиме и вырос на две страны, учась и выставляясь в Израиле США. С конца 90-х он создает свои видео-инсталляции, посвященные замещению истории фикцией или ложными воспоминаниями и используя для этого как собственный материал, так и найденные видео- и звуковые отрывки. Омер Фаст — один из самых ярких художников Ближнего Востока, чьи работы выставлялись на Венецианской биеннале в 2011 году, а следом за этим на выставке dOCUMENTA (13) в Касселе — главном и самом престижном смотре современного искусства.
Именно со своей работой «Непрерывность», показанной на dOCUMENTA, Фаст приедет с семинаром и мастер-классом в Москву. Отмеченная за тонкую изобразительность и глубокий психологизм, 40-минутная видеоработа рассказывает о сложном опыте переживания утраты: родители взрослого сына пытаются смириться с его смертью на войне, приглащая молодых актеров-проституток, чтобы разыграть с ними счастливый ужин после возвращения. Как сохранить тонкую грань между историей и художественным повествованием, насколько фикция способна утешить и смирить с травмами прошлого и может ли искусство заменить собой воспоминания — обо всем этом Омер Фаст расскажет лично пришедшим на его мастер-класс.
Милица Томич
(Milica Tomic, Сербия)
В работах сербской художницы, родившейся на территории Югославии, а теперь представляющей Сербию, отчетливо видны мотивы болезненного разделения Югославии и поиск идентичности в балканской культуре. Храня в себе память о драматических войнах и столкновениях между частями когда-то одного государства, Милица Томич отважно деконструирует и обнажает травматические воспоминания, забытые истории военных преступлений и бытовые войны всех против всех. Ее видеоработы — постоянные участники международных выставок: от биеннале в Венеции и Сан-Паулу до главных европейских музеев современного искусства.
В одном из своих главных проектов с начала 00-х «Контейнер» Милица Томич, основываясь на данных о военных преступлениях США в Афганистане, создает вещественные доказательства насилия, о котором, как о будничных военных потерях, было намеренно забыто. Сцена преступления — частый мотив в современном искусстве, но Милица Томич использует этот подход, чтобы буквально представить сцену реально случившейся трагедии — расстрела тысячи талибов в контейнере в 2001 году.
Реконструкция этого военного преступления с разными деталями и с учетом исторических особенностей каждой страны проходила уже несколько раз. Новая реконструкция случится в Москве 21 июня, накануне открытия «Медиа Форума». Контейнер будет расстрелян, а документация смонтирована студентами «Открытой школы Манеж/МедиаАртЛаб» специально для зрителей выставки «Мокьюментари: Реальности недостаточно», а видео вместе с другими частями проекта «Контейнер» можно будет увидеть в выставочных залах. На семинаре со слушателями Милица Томич расскажет о важности художественного вымысла для обнажения скрытой истории, возможностях мокьюментари в политическом искусстве и синтезе реальных фактов и вымысла для восстановлениям исторической справедливости.
Моника Штудер и Кристоф ван ден Берг
(Monica Studer/ Christoph van den Berg, Швейцария)
Дуэт интернет-художников из Швейцарии Моники Штудер и Кристофа ван ден Берга в первую очередь занимаются помещением обыденной реальности в интернет-среду ажиотажа. В своих интернет-проектах 90-х они проектировали онлайн-землетрясения, эксклюзивно показывали по одной вазе в день на протяжении года, выставляли фотографии лодок в порту Хельсинки или генерировали индивидуальный натюрморт из самых банальных предметов быта.
В своей интернет-работе «Отель с видом на Альпы» они придумывают несуществующую идеальную гостиницу, раскинутую посреди фантастического 3D-пейзажа, собранного из клишированных представлений о том, что такое швейцарских отдых — от заснеженных вершин и шале, до уединенных полян и тихих родников. На мастер-классе Моника и Кристоф расскажут о том, как работают в дуэте, насколько банальность окружающей среды может стать источником вдохновения и как интернет-симулякры воплощают и изобличают потребительское поведение и капиталистические отношения.
Нонни де ла Пенья и Пегги Вейл
(Nonny de la Pena/ Peggy Weil, США)
Американские интернет-художницы Нонни де ла Пенья и Пегги Вейл работают вместе и по отдельности: Нонни как арт-теоретик и исследователь и основатель платформы Журналистики погружения (Immersive Journalism), Пегги как интерактивный дизайнер на проектах главных медийных компаний — Sony, Discovery Channel и Disney Music. В своем коллективном проекте “Gone Gitmo” Нонни де ла Пенья привлекла Пегги Вейл для создания дизайна интернет-игры, повторяющей тюрьму Гуантанамо в онлайн-игре Second Life. Second Life — популярнейшая платформа для создания интернет-симулякров с реальными прототипами — от джунглей Амазонки до Красной площади. В этом симулякре живут второй жизнью и познают окружающий мир миллионы пользователей ежедневно.
Проект “Gone Gitmo” исследует опыт погружения в легендарную тюрьму обычных пользователей из чистого любопытства, виртуальный туризм и переосмысление истории реальных заключенных не через СМИ, а благодаря игровой реальности. Происходящее в пространстве Гуантанамо, спрограммированное художницами, подтверждено данными о содержании преступников под арестом и личными историями бывших заключенных. Как синтезировать искусственную реальность при помощи интернет-медиа, насколько игра дистанцирует или приближает болезненный опыт и историю, обе художницы расскажут на семинаре во время своего приезда в Москву.
Янез Янша
(Janez Jansa, Италия)
На самом деле, Янез Янша — известный и ажиотажный политик-консерватор и премьер-министр Словении, занимающий свой пост с перерывами с 2004 по 2013 год. Но в 2007 году имя этого политического деятеля взяли себя трое художников, работающих в группе — итальянский концептуальный художник Давиде Грасси, хорватский режиссер Эмир Хрватин и словенский художник Жига Кариж. Все они официально изменили имена и стали активно работать и выставляться как Янез Янша.
Именно этот опыт и что за ним последовало для художников в политическом и медийном смысле, лег в основу документального фильма «Меня зовут Янез Янша», с которым группа художников приезжает в Москву на «Медиа Форум». Фильм покажет и обсудит со зрителями один из Янезов Янша — медиа-художник и перформансист бывший когда-то Давиде Грасси. Как работает современная интернациональная арт-группа, как делать политические высказывания за счет фейков и постановок и насколько важно привлекать внимание общественности к политике при помощи художественного вымысла, Грасси расскажет своей аудитории в Москве.
Открытая школа «МедиаАртЛаб» в ЦВЗ «Манеж»
Манежная площадь, д.1
http://www.moscowmanege.ru/
Ольга Лукьянова
lukyanolga@gmail.com
+7 (905) 506–60–53